В Республике Бурятия вышла в свет первая в мире марка из рога яка - бурятской породы Сарлык* (YAK HORN STAMP). Эмитентом первой в мире марки-виньетки из рога яка - бурятской породы Сарлык* (YAK HORN STAMP) выступил историко-приключенческий филатуристский проект «POSTVENTURE & Почтовое приключение» https://postventure.ru (ООО «Традиции почтовых сообщений») при участии ООО «Угалза» при поддержке Приморского краевого отделения Русского географического общества - Общества изучения Амурского края, Бурятского республиканского отделения Русского географического общества, Туристского информационного центра Республики Бурятия «Байкал» и Международного сообщества филатуризма.
Автором первой в мире марки-виньетки из рога яка - бурятской породы Сарлык* (YAK HORN STAMP) выступил исследователь - путешественник, историк почты, руководитель Проекта «POSTVENTURE & Почтовое приключение», член РГО-ОИАК и руководитель Международного сообщества филатуризма - Валерий Сушков.
Марка-виньетка из рога яка - бурятской породы Сарлык* (YAK HORN STAMP) разработана и выполнена в производственном цеху ООО «Угалза», Республика Бурятия. Косторез-мастер: Павлов Павел Владимирович, мастер по росписи: Павлова Алла Сандановна. На необычной марке из рога яка изображен популярный герой Бурятского эпоса «Гэсэр»**, размещена надпись на английском языке YAK HORN STAMP, что означает марка из рога яка, размещен персональный номер начиная от №1 и т.д. и уникальный номинал – 1 рог, а также год выпуска марки - 2023. Марка из рога яка с росписью имеет вес – от 6 до 7.5 г, толщину - 2 мм., размер - 40 x 50 мм.
Первая в мире марка-виньетка из рога яка - бурятской породы Сарлык* (YAK HORN STAMP) будет отправлена в адрес Научного архива РГО, центрального офиса РГО и в Центральный музей связи имени А.С. Попова.
Автором первой в мире марки-виньетки из рога яка - бурятской породы Сарлык* (YAK HORN STAMP) выступил исследователь - путешественник, историк почты, руководитель Проекта «POSTVENTURE & Почтовое приключение», член РГО-ОИАК и руководитель Международного сообщества филатуризма - Валерий Сушков.
Марка-виньетка из рога яка - бурятской породы Сарлык* (YAK HORN STAMP) разработана и выполнена в производственном цеху ООО «Угалза», Республика Бурятия. Косторез-мастер: Павлов Павел Владимирович, мастер по росписи: Павлова Алла Сандановна. На необычной марке из рога яка изображен популярный герой Бурятского эпоса «Гэсэр»**, размещена надпись на английском языке YAK HORN STAMP, что означает марка из рога яка, размещен персональный номер начиная от №1 и т.д. и уникальный номинал – 1 рог, а также год выпуска марки - 2023. Марка из рога яка с росписью имеет вес – от 6 до 7.5 г, толщину - 2 мм., размер - 40 x 50 мм.
Первая в мире марка-виньетка из рога яка - бурятской породы Сарлык* (YAK HORN STAMP) будет отправлена в адрес Научного архива РГО, центрального офиса РГО и в Центральный музей связи имени А.С. Попова.

Ранее, в марте 2023 года, Валерий Сушков уже выпускал в свет первые в мире марки-виньетки из бивня мамонта в Якутии, из бивня моржа на Чукотке и в апреле 2023 года из янтаря в Калининградской области.
Марки-виньетки из рога яка - бурятской породы Сарлык* (YAK HORN STAMP) выпущены ограниченным тиражом преимущественно для филателистов и коллекционеров. Подлинность марки-виньетки из рога яка - бурятской породы Сарлык (YAK HORN STAMP) подтверждает сертификат соответствия от ООО «Угалза».
Заказать первую в мире марку из рога яка - бурятской породы Сарлык* (YAK HORN STAMP) вместе с сертификатом в качестве почтового сувенира можно по предзаказу по контактам ООО «Традиции почтовых сообщений»: E-mail: info@postventure.ru или по тел./WhatsApp: +7-950-805-22-11.
*В Республике Бурятия развивается бурятская порода Сарлык.
Як — парнокопытное млекопитающие, представитель рода настоящие быки семейства полорогие. В русской традиции Яков называли сарлыками, тибетскими или хрюкающими быками. Последнее название связано с тем, что животное в случае недовольства начинает хрюкать. Родиной Яков является Тибет, где животное широко используется как вьючное и мясное. Применяется также в пищу и молоко этого вида парнокопытных.
В Окинском районе Бурятии разводят сарлыков (бурятскую породу яков) и хайныков (помесь сарлыка с коровой) - крупных жвачных животных с длинной шерстью и большими рогами, характерных для Монголии и Тибета.
Марки-виньетки из рога яка - бурятской породы Сарлык* (YAK HORN STAMP) выпущены ограниченным тиражом преимущественно для филателистов и коллекционеров. Подлинность марки-виньетки из рога яка - бурятской породы Сарлык (YAK HORN STAMP) подтверждает сертификат соответствия от ООО «Угалза».
Заказать первую в мире марку из рога яка - бурятской породы Сарлык* (YAK HORN STAMP) вместе с сертификатом в качестве почтового сувенира можно по предзаказу по контактам ООО «Традиции почтовых сообщений»: E-mail: info@postventure.ru или по тел./WhatsApp: +7-950-805-22-11.
*В Республике Бурятия развивается бурятская порода Сарлык.
Як — парнокопытное млекопитающие, представитель рода настоящие быки семейства полорогие. В русской традиции Яков называли сарлыками, тибетскими или хрюкающими быками. Последнее название связано с тем, что животное в случае недовольства начинает хрюкать. Родиной Яков является Тибет, где животное широко используется как вьючное и мясное. Применяется также в пищу и молоко этого вида парнокопытных.
В Окинском районе Бурятии разводят сарлыков (бурятскую породу яков) и хайныков (помесь сарлыка с коровой) - крупных жвачных животных с длинной шерстью и большими рогами, характерных для Монголии и Тибета.

Хозяйственное значение яка состоит в том, что он, вполне заменяя по продуктивности крупный рогатый скот, разводится в высокогорных районах (2000 - 3000 м над уровнем моря), где обычный скот содержать сложно. Молоко яков употребляют в пищу. По качеству оно не уступает молоку коз и овец, верблюдиц и коров, отличаясь большим количеством жира. Преобладающая масть монгольского яка - черная, часто встречаются бурые и серые яки. Крепкое телосложение и хорошая покрытость волосяным покровом позволяют яку легко переносить суровые высокогорные условия. Стада яков могут быстро перемещаться через таежную чащу, так что догнать их можно только на лошади.
Яки обитали в этой долине с древних времен. По преданиям, когда один из первых бурятских охотников в 1740 - 1750 гг., преследуя раненого изюбра, попал в Окинскую долину, его поразили богатство и красота этого края. Он увидел многочисленные дикие стада из 10-20 яков каждое, 40-50 изюбров одновременно. После его рассказов буряты направили туда семерых молодых охотников с наказом охранять богатство долины. Постепенно были основаны бурятские селения по всей Окинской долине.
Сегодня в Окинском районе проживает около 5 тысяч человек, в основном буряты и коренные жители Горной Оки - сойоты, многие из которых не утратили своих обычаев и сохранили основные формы кочевого уклада жизни скотоводов.
Яки обитали в этой долине с древних времен. По преданиям, когда один из первых бурятских охотников в 1740 - 1750 гг., преследуя раненого изюбра, попал в Окинскую долину, его поразили богатство и красота этого края. Он увидел многочисленные дикие стада из 10-20 яков каждое, 40-50 изюбров одновременно. После его рассказов буряты направили туда семерых молодых охотников с наказом охранять богатство долины. Постепенно были основаны бурятские селения по всей Окинской долине.
Сегодня в Окинском районе проживает около 5 тысяч человек, в основном буряты и коренные жители Горной Оки - сойоты, многие из которых не утратили своих обычаев и сохранили основные формы кочевого уклада жизни скотоводов.

**Гэсэр - Героический эпос и уникальный памятник духовной культуры бурятского народа.
«Гэсэр» стал символом центральноазиатской общности различных культур и традиций. Эпос распространен у тибетцев, монголов, тувинцев, алтайцев, калмыков, северотибетских уйгуров. В бурятском фольклоре, как и в фольклоре других народов мира, бытуют такие жанры, как сказки, легенды и предания. Но особое место занимает героический эпос. Героические сказания бурят называют улигерами. Это высшее достижение устного народного творчества бурятского народа. Улигеры являются неотъемлемой частью эпического наследия народов Сибири.
«Гэсэр» стал символом центральноазиатской общности различных культур и традиций. Эпос распространен у тибетцев, монголов, тувинцев, алтайцев, калмыков, северотибетских уйгуров. В бурятском фольклоре, как и в фольклоре других народов мира, бытуют такие жанры, как сказки, легенды и предания. Но особое место занимает героический эпос. Героические сказания бурят называют улигерами. Это высшее достижение устного народного творчества бурятского народа. Улигеры являются неотъемлемой частью эпического наследия народов Сибири.

Гэсэр (Гесер, Гэсэр-хан) — персонаж тибетской мифологии (Гесар, Кесар) и мифологии монгольских народов, включая бурят (Абай Гэсэр хүбүүн); прообразом Гэсэра могли послужить тибетский князь Госыло, Чингисхан, Александр Македонский, а этимология его тибетского имени Кесар, возможно восходит к кесарь/цезарь. Является сыном верховного бога Хормусты (Хурмасты) родившимся на земле для того, чтобы одолеть чудовищ, появившихся из кусков тела Атай Улана.
В центре сказания - подвиги богатыря Гэсэра, небожителя, который спустился на землю и заново рождается в нищей пастушеской хижине, ибо только «человеческое дитя», рожденное в бедной семье, может, по мысли создателей эпоса, понять чаянья народа, «слезы женские и мужские...» Будущий герой родился в семье семидесятилетнего старика и его шестидесятилетней жены, которая на самом деле была дочерью солнца, и получил имя Зургай. Это был некрасивый ребенок: сопливый и шелудивый, однако уже в раннем детстве проявились магические способности этого необыкновенного младенца. Его земные родственники начали догадываться о великом предназначении будущего героя.
Еще в то время, когда Зургай лежал в люльке, к нему был послан злой шаман, который должен был погубить героя. Младенец легко справляется с шаманом.
Героический эпос «Гэсэр» существует, по крайней мере, тысячелетие. Его по праву считают одним из наиболее значительных произведений мирового героического эпоса, называя «Илиадой Центральной Азии».
В поэме воспевается верность долгу, клеймится позором измена и предательство. «Гэсэр» – это гимн любви к своей земле. «Не допускай врага к родной земле, не жди его, но выходи навстречу, там-то он будет побежден» – вот один из важнейших мотивов этого эпического сказания.
Тысячелетие эпоса «Гэсэр» торжественно отмечалось в Бурятии в 1995 году.
В центре сказания - подвиги богатыря Гэсэра, небожителя, который спустился на землю и заново рождается в нищей пастушеской хижине, ибо только «человеческое дитя», рожденное в бедной семье, может, по мысли создателей эпоса, понять чаянья народа, «слезы женские и мужские...» Будущий герой родился в семье семидесятилетнего старика и его шестидесятилетней жены, которая на самом деле была дочерью солнца, и получил имя Зургай. Это был некрасивый ребенок: сопливый и шелудивый, однако уже в раннем детстве проявились магические способности этого необыкновенного младенца. Его земные родственники начали догадываться о великом предназначении будущего героя.
Еще в то время, когда Зургай лежал в люльке, к нему был послан злой шаман, который должен был погубить героя. Младенец легко справляется с шаманом.
Героический эпос «Гэсэр» существует, по крайней мере, тысячелетие. Его по праву считают одним из наиболее значительных произведений мирового героического эпоса, называя «Илиадой Центральной Азии».
В поэме воспевается верность долгу, клеймится позором измена и предательство. «Гэсэр» – это гимн любви к своей земле. «Не допускай врага к родной земле, не жди его, но выходи навстречу, там-то он будет побежден» – вот один из важнейших мотивов этого эпического сказания.
Тысячелетие эпоса «Гэсэр» торжественно отмечалось в Бурятии в 1995 году.

Образ Гэсэр-хана, легендарного героя эпосов азийских народов, занимает особое место не только в художественном наследии, но и в очерках, книгах Николая Константиновича, в научных трудах Юрия Николаевича, в работах Елены Ивановны, в творчестве Святослава Николаевича Рерихов.
Валерий Сушков, исследователь-путешественник, историк почты, член РГО,
гл. почтмейстер Международного сообщества филатуризма,
автор и руководитель Проекта POSTVENTURE
Валерий Сушков, исследователь-путешественник, историк почты, член РГО,
гл. почтмейстер Международного сообщества филатуризма,
автор и руководитель Проекта POSTVENTURE